Дизайн и идеи

Мода и стиль в современных промышленных изделиях

В настоящее время производители промышленных товаров и те, кто их реализует, должны учитывать целый перечень факторов, чтобы изделия пользовались спросом у потребителя и успешно продавались. Это и актуальность товаров, и выкладка на полках торгового зала, и оформление витрин, и организация правильного света, и грамотный выбор торгового оборудования, и трендовые цвета, и многое другое. Все эти факторы подчинены модным направлениям промышленного дизайна, которые имеют тенденцию постоянно меняться. Иначе товары годами будут пылиться на полках.

Модные тенденции распространяются не только на область fashion, но и на все виды индустриального дизайна. Скорость смены тенденций в XXI веке выросла, и ежегодные прогнозы представляют собой не просто спонтанное обновление, а вполне закономерные изменения, отражающие современные реалии, проецируемые на окружающий нас материальный мир. Актуальными прогнозами занимаются комитеты, в которых трудятся специалисты различных направлений: это дизайнеры, маркетологи, социологи, психологи и даже политологи. Проводится серьезная совместная работа, результатом которой становится модный прогноз на сезон, год или на три-пять лет вперед. Бывает даже прогноз на восемь-десять лет, но это больше касается экстерьерных направлений. Краткосрочные прогнозы делаются для тех областей промышленности, которые обладают некоторой мобильностью и технологические процессы в которых несложно перестраивать. Среди них, например, текстильная промышленность, где наиболее заметны модные тренды в цветовых решениях, рисунках тканых и набивных принтов, в фактурах и текстурах. При помощи домашнего текстиля можно в короткие сроки реализовать любое стилевое решение: сервировка стола, шторы, напольные покрытия, мебельные ткани, декоративные подушки и другие аксессуары эффектно изменяют интерьер.

Актуальные тенденции, рассчитанные на более долгие сроки, конечно, связаны именно с перестройкой производства (обновление функциональности продуктов дизайна, внедрение новых разработок в области современных полимеров и лакокрасочных материалов – все это требует времени и порой значительных вложений), а также со стоимостью промышленных изделий (бытовые приборы, особенно мелкая и крупная бытовая техника, светильники, мебель).

На ежегодных специализированных выставках промышленных товаров производители со всего мира представляют изделия, отражающие актуальные тенденции индустриального дизайна. Молодые специалисты нередко предлагают удачные решения, но, безусловно, главным ориентиром и для тех, кто производит, и для тех, кто приобретает, неизменно остаются дизайнеры, имена которых стали брендами. Бренды-производители, которые могут позволить себе пригласить таких знаменитостей, как Карим Рашид, Ора Ито, Рон Арад и др., безусловно, прежде всего для проведения рекламных кампаний новых товаров, используют их имена. Здесь вполне уместно вспомнить канадский бренд Umbra – постоянного участника выставки Household Expo, который вот уже скоро 40 лет остается современным и новаторским, несколько раз в год выпускает лимитированные коллекции, сотрудничая с приглашенными звездами дизайна и молодыми перспективными создателями продуктов дизайна.

На сегодняшний день ситуацию моды и стиля в промышленном дизайне можно охарактеризовать известной фразой: «Все новое – это хорошо забытое старое». Произошло возвращение стиля середины XX века. Началось возрождение производства ставших за последние 50–70 лет культовыми моделей Ле Корбюзье, Вернера Пантона, Шарлотты Периан, Джо Понти и других и сильно схожих с ними вещей стиля mid-century. Среди них – знаменитая, уже хрестоматийная, лампа Cobra Элио Мартинелли или мебель гениальной Эйлин Грей. Таким образом возникла новая и очень жизнеспособная концепция, согласно которой культовые вещи сочетаются с абсолютно новыми объектами.

Еще одна ясно прослеживающаяся тенденция – «вещи напоказ». Она тоже не нова. Достаточно вспомнить времена, когда состоятельные владельцы различной кухонной утвари, мебели, драгоценных тканей демонстрировали все это
в своих замках, гостиных, кабинетах. Вот и сейчас даже кухню модно представлять как зону, где собраны красивые дизайнерские объекты для приготовления пищи. На мой взгляд, это обнадеживающая динамика для людей, стремящихся обладать не только функциональными, но и эстетичными вещами, будь то кофеварка, чайник или тостер. Некоторые производители кухонной утвари среднего ценового сегмента стали наносить медное покрытие на приборы
и посуду, что, несомненно, придает им более эстетичный вид. Эти предметы выглядят долговечными, а применение качественных технологий делает их таковыми.

Одним из самых распространенных методов в дизайне является ассоциативный. Вице-президент фабрики Kartell Клаудио Лути сказал: «Мы живем в эру постпотребления. Нам физически не нужен еще один стул, потому что стульев очень много, и люди перенасыщены рынком. Людям нужны предметы, которые вызывают эмоциональный отклик, создают настроение», – и это действительно так, причем данный подход применим не только к стульям, но и ко всем вещам. Сейчас промышленным способом стали выпускать действительно уникальные вещи благодаря образности, заложенной в вещь, и применению натуральных экологичных материалов: дерева, камня, кристаллов и пр. В силу цветофактурных особенностей этих материалов каждая вещь выглядит неповторимо.

Другим актуальным и широко применяемым методом проектирования вещей стала модульность. Она действительно удобна, практична, позволяет человеку видоизменять вещь, а с ней – и окружающее пространство. Модульность применяют в домашнем текстиле, например, в коврах: ковер-пуфик или ковер-лестница.
Из модулей легко собирается и видоизменяется мебель (например, диваны), благодаря модулям легко можно создать функциональные зонирующие элементы интерьера, модульность в последнее время применяется при создании емкостей для хранения одежды, канцелярских принадлежностей или сыпучих продуктов.

Можно добавить еще одну ясно прослеживающуюся тенденцию в декоре промышленных изделий – растительные мотивы. Есть много разнообразных изобразительных приемов: фотопечать, гиперреалистические изображения, стилизованные вплоть до орнаментальных, графические, силуэтные. Стиль хай-тек был модным и какое-то время просуществовал – создавались вещи, интерьеры и одежда, – но не прижился, и это вполне объяснимо: человеку неуютно, нетепло некомфортно обитать среди гладких, холодных лаконичных угловатых поверхностей, а вот современные тенденции, конечно, обещают гораздо больше комфорта и уюта. В частности, растительные мотивы при грамотном композиционном и стилевом применении вполне уместны не только на текстильных изделиях для дома, посуде, интерьерных аксессуарах, но и на бытовой технике. В качестве примера могу назвать мультиварку с принтом под жостовскую роспись, который скучной приевшейся цилиндрической форме придает новое – художественное – восприятие.

Завершить обзор основных актуальных тенденций вполне уместно трендовыми цветами. Цвет – это объемная серьезная тема, требующая обстоятельного анализа. Коротко скажу, что Институт цвета Pantone главным цветом 2018 года объявил Ultra Violet – насыщенный фиолетовый. Работать с фиолетовым и его оттенками надо очень аккуратно, поскольку он сложный, провокационный, философский и не везде уместный. Это цвет с четкой семантикой, он обладает сильным эмоциональным воздействием на человека, влияет даже на физиологические процессы организма. Уместное и неудачное его применение в промышленных изделиях почти всегда заметно. В целом актуальная линейка предлагает благородные затемненные спокойные цвета, с которыми удобно работать, и новые промышленные изделия, выполненные в них, нравятся потребителям.

 

Поделиться: